МБОУ СОШ пос. Николаевка ПМО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального округа Приморского края

Поиск
Close this search box.

Информация для родителей по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

С 1 сентября 2016 года в школах в 1-х классах вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ  имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Категории детей с ОВЗ
дети с нарушениями зрения
дети с нарушениями слуха
дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
дети с задержкой психического развития (ЗПР)
дети с нарушением интеллекта (У/О)
дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Нормативная база, регламентирующая обучение детей с ОВЗ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2.12г.№273-ФЗ
2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.
4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.
5. Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ ВK-333 07 от 16.02.2015 г
6. О направлении плана действий и плана мероприятий по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН) № 6234-03 25 от 11.08.2015
7. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
8. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
9. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19.10.2015

В терминологии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основ-ным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273- ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ напрямую говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Часть 6 ст. 11 этого же закона определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Обучение по адаптированным основным образовательным программам может быть реализовано через обучение в специализированных образова-тельных организациях и систему инклюзивного (интегрированного) образования. Данное положение подтверждено ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, где предусматривается создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и ч. 4 рассматриваемой статьи, где говориться о возможности организации обу-чения детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися, в отдельных клас-сах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно ФГОС для детей с ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.

Права и обязанности родителей (законных представителей) и обучающихся с ОВЗ
В ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ, а также других документах указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения. Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что родители вместе с учащимися, учителями и всеми остальными работниками учреждения являются участниками образовательного процесса. Это налагает на родителей определенные права и обязанности, в том числе по соблюдению Устава образовательного учреждения и установление корректных, рабочих, целесообразных для развития и обучения ребенка отношений внутри системы «школа-ученик-родители». Реализацию прав родителей при достижении ребенком с ОВЗ школьного возраста можно очертить следующим образом. С момента достижения ребенком возраста 6 лет и 6 мес. до 7 лет, если нет противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее 8 лет, родители обязаны определиться с перспективами школьного образования (согласно п.1, ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ). По законодательству РФ, в том числе «Закону об образовании в РФ», Порядку приема граждан в общеобразовательные учреждения«Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. № 32) входящие тестирование ребенка в школе (кроме образовательных учреждений с повышенным уровнем, ориентированных на обучение детей проявляющих выдающиеся способности в конкретных видах деятельности)  не проводится. Отказать в приеме в образовательное учреждение ребенку, в том числе и проживающему на «прикрепленной» территории, учреждение может, если в школе нет свободных мест. При беседе администрации с родителями и ребенком могут присутствовать психолог, логопед, педагог с целью знакомства с ребенком и консультирования родителей. В случаях наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа с предложением воспользоваться направлением на медико-психолого-педагогическую комиссию и получения консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и наиболее эффективных условий их удовлетворения.

Основные положения, касающиеся статуса обучающихся и их родителей, изложены в гл.4 «Закона об образовании». Становясь учащимся, ребенок приобретает ряд прав и налагает на себя определенные обязанности. Правами обучающихся являются, в том числе, право: 
1) на получение бесплатного общего образования в соответствии с ФГОС без дискриминации, в том числе лиц с ОВЗ
2) на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет
3) на условия обучения, соответствующие особенностям психофизического развития
4) обучение по индивидуальным планам и ускоренный курс обучения
5) бесплатное пользование библиотечным фондом и информационными ресурсами
6) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражением своих взглядов и  убеждений.
7) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом 8) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой
9) добровольное вступление в общественные организации
10) защиту от применения методов психического и физического насилия
11) условия обучения, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья

В обязанности и ответственность обучающихся, в том числе, входят: 
1) добросовестно осваивать адаптированную образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации;
5) бережно относиться к имуществу образовательной организации.

Правами родителей (законных представителей) являются:
1. Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
2. Использование помощи органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных организаций в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования.
4. Право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
5. Право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образова-тельную деятельность, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности.
6. Право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
7. Право защищать права и законные интересы обучающихся;
8. Право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие или отказываться от участия в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
9. Право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
10. Право присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

К обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относятся: 
1) Обязанность обеспечить получение детьми общего образования.
2) Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их и родителями (законными представителями)
3) Обязанность уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Таким образом, в процессе обучения ребенка с ОВЗ в школе в задачи родителей входит соблюдение положений подписанного ими договора, Устава образовательной организации, участие в обучении ребенка.

Дата обновления страницы: 30.01.2021

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации