МБОУ СОШ пос. Николаевка ПМО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального округа Приморского края

Поиск
Close this search box.

Мысли и высказывания знаменитых людей о семейном воспитании

Отношение родителей к детям и детей к родителям 

• Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
• Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон • С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье
• Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
• В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою… Г.Гегель • Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Г.Гегель
• Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский
• Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына. В.Г.Белинский
• Первое условие разумной родительской любви – владеть полною доверенностью детей, и счастливы дети, когда для них открыта родительская грудь и объятия, которые всегда готовы принять их и правых, и виноватых и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения. В.Г.Белинский
• Право рождения – священное право на священное имя отца и матери, – против этого никто и не спорит; но не этим еще все оканчивается: тут человек еще не выше животного; есть высшее право – родительской любви. В.Г.Белинский
• Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребенке видят прежде всего человека, рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее. В.Я.Стоюнин
• Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды. В.Я.Стоюнин
• Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Л.Н.Толстой
 • Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. П.Ф.Лесгафт
 • Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. А.Н.Острогорский
 • Наблюдая отношения родителей к детям, приходится между множеством различных оттенков, какие они могут принимать, выделить две крайности, между которыми они размещаются. Такими крайностями являются: или постановка детей в самый центр семейной жизни, или, наоборот, на крайнюю ею периферию. В первом случае дети становятся во всем на первый план: им отводятся лучшие комнаты, с их нуждами соображается время; затем в их воспитании ставится выше всего принцип их самостоятельности и в угоду им с большой уступчивостью и даже предупредительностью взрослые делают все возможное, чтобы дети не чувствовали стеснений своему индивидуальному развитию. Из таких детей весьма часто, может быть, в большинстве случаев вырастают баловники, эгоисты, натуры неуравновешенные и неустойчивые. Психиатры нередко констатируют среди своих пациентов следы такого балующего воспитания. А.Н.Острогорский
 • Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им. О.Уайльд
 • Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Любовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, – такая любовь несет в себе яд для обоих. Ф.Э.Дзержинский
 • Родители, трудящиеся для своих детей и болеющие за них, даже несмотря на все свои промахи, дают детям живой и действительный урок альтруизма, как бы внедряя и в их созидание обязанность явить человеческие чувства к своим будущим детям, а через них и ко всем другим людям. М.М.Рубинштейн
 • Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою работу, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. А.С.Макаренко
 Воспитание детей в семье 
• Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я.А.Коменский
 • Лучше держать детей в строгости и с страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию. Я.А.Коменский
 • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо
 • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. И.Кант
 • Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант
 • Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант • Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впитывается глубже и тверже примера родителей. Н.И.Новиков
 • Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье. П.Бауст
 • Телесное наказание и от руки родного отца делается невыносимым; оно уничтожает нравственное чувство. Н.И.Пирогов
 • Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступною важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем самым отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости. В.Г.Белинский
• Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Н.Г.Чернышевский
 • Я думаю, что… не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л.Н.Толстой
 • Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! Л.Н.Толстой
 • При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемы им препятствия, приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова, не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям. П.Ф.Лесгафт
 • Понимая значение типа ребенка, приходится постоянно думать о своих собственных действиях и строго дисциплинировать себя, так как то, что не желаешь видеть у ребенка, не следует делать самому. П.Ф.Лесгафт
 • Родители часто путают понятия: «воспитание” и «образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А.Г.Рубинштейн
 • На ребенка главным образом влияет дело, а не слово. П.Ф.Лесгафт
 • Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
 • Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! А.С.Макаренко
 • Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
 • Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу. А.С.Макаренко
 • В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. А.С.Макаренко
 • Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитать в себе чувство меры. А.С.Макаренко

Дата обновления страницы: 30.01.2021

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации