Ценнейшими культурно — историческими памятниками и историческими источниками, которые рассказывают нам о тайнах давно минувших столетий, являются зеркала. К сожалению, они очень рассредоточены по различным хранилищам и частным коллекциям, поэтому доступ ко всем зеркалам затруднён, а ведь они представляют собой подлинные шедевры художественного творчества наших далёких предшественников.
Впервые зеркала из металла стали объектом внимания приморских археологов с 1956 года, когда после тайфуна на колхозном поле, возле деревни Хмельницкой, был смыт слой почвы, обнаживший клад из девяти зеркал. Каждое найденное зеркало в дальнейшем было большой радостью для археологов. Обратная (тыльная) сторона зеркал содержит в себе различную информацию. По разнообразию найденных на территории Приморья зеркал можно утверждать о большом числе этнически самостоятельных центров их производства и об импорте зеркал из других, даже удалённых от края стран. Зеркала изготавливались по мере развития металлургического производства из бронзы, латуни, серебра, золота, железа и были не только предметом туалета, они наделялись религиозно — магическими свойствами, отражёнными сложным и богатым декором тыльной стороны. Эти орнаменты и сюжетные рисунки дают нам представление о мировоззрении изучаемого народа и о процессах, происходящих в его обществе. В настоящее время древние металлические зеркала можно подразделить на следующие категории: туалетные, гелиоконцентрические (зажигательные), акустические, конденсаторные (лунные) и обрядово — ритуальные. Диаметр найденных зеркал от 4,1 см до 24 см. Они обладали незначительным весом, что позволяло носить их с собой
Гелиоконцентрические зеркала имели вогнутую поверхность, что позволяло луч солнца или огня собрать в узкий пучок. Зажигательные зеркала особенно были распространены в Китае и почитались в качестве божественных предметов. Акустические зеркала, менее распространённые, предназначались для усиления гласа божества (состояли из двух бронзовых спаянных пластин). Лунные зеркала в лунные ночи собирали капли росы, которые обладали наибольшими целебными свойствами для приготовления лечебных снадобий и священных жертвенных блюд.
Способность металлических зеркал отражать живительные лучи солнца, якобы непереносимые всякой нечистью, дало основание нашим предшественникам ещё в глубокой древности использовать зеркала в качестве оберегов. Считалось, что подвешенное на спину или грудь зеркало отгоняло злых духов и прочую нечисть. Ту же функцию оно выполняло, если его положить на грудь усопшему или в ларь с зерном. Такие зеркала были небольших, миниатюрных размеров и встречаются в погребениях взрослых. Большие зеркала устанавливались в буддийском храме перед статуей Будды для получения с их помощью освящённой воды. Не случайно первые металлические зеркала получили по аналогии с солнцем форму круглого диска. Благодаря способности зеркал отражать свет божественного солнца их стали наделять особой магической силой. Стремясь усилить эту силу древние мастера помещали на их тыльной стороне различные орнаменты и рисунки в форме пожелания долголетия, изобилия жизненной силы.
С появлением письменности рисунки стали заменяться на благопожелательные подписи — заклинания. Зеркала связывали человека с потусторонним миром и являлись обязательным атрибутом шаманских обрядов, чтобы путём камлания изгнать злых духов. Великие шаманы владели девятью — двенадцатью зеркалами. Они были главными помощниками при лечении больных. Зеркала носились подвешенными к поясу в специальном мешочке, чтобы предохранить его не только от постороннего прикосновения, но и сохранить его чистоту и силу. Если шаман умирал, то его зеркало относилось на могилу покойного. С течением времени представления о зеркалах видоизменялись и их стали рассматривать не только в качестве символа солнца и луны. На тыльной стороне появляются изображения календарей с двенадцатимесячным животным циклом. Известны зеркала, декор которых содержит четыре овальных выступа, которые символизируют стороны света и одновременно смену сезонов года по принципу: восток — весна, запад — осень, север — зима, юг — лето. У чжурчжэней зеркала стоили достаточно дорого, не всякий чиновник мог позволить себе такую роскошь. Основной денежной единицей чжурчжэней, как и у китайцев, была бронзовая монетка весом от2,94 до 3,73 грамма, известная под названием вэнь. На Шайгинском городище, к примеру, было найдено зеркало весом 149,7 грамма, стоимость его примерно равна 80 вэням, за которые можно было купить 10,35 .л. зерна, что составляло шестидневную норму питания простолюдина. В соответствии с официально установленной в Золотой империи нормой на пропитание полагалось в месяц 51,77 л зерна, за которые надо заплатить 400 вэней. На эту же сумму можно было купить бронзовое зеркало весом чуть более 600 грамм, поэтому не все могли его иметь.
Стоимость зеркал ценилась не только количеством расходуемой на их изготовление бронзы, но и её качеством. На чжурчжэньских городищах Приморья часто встречаются зеркала из белой бронзы, наиболее ценные. Их отличительной особенностью является то, что пролежав в земле несколько столетий, они не подвергаются коррозии. Да и декор был выполнен на более высоком художественном уровне на зеркалах из белой бронзы, нежели, чем из жёлтой. Это влияло на стоимость зеркал не только у чжурчжэней, но и у других современных народов. Понятно, почему во время раскопок зеркала встречаются не так часто, а если их и находят на захоронениях или на месте остатков древних жилищ, то это означает, что они принадлежали состоятельным лицам. И, чем богаче они были, тем крупнее по размерам было зеркало; выше уровень художественного исполнения рисунка; больше отдаёт благородной белизной сплав, из которого отлито зеркало.
Технология обработки зеркал была, скорее всего, заимствована чжурчжэнями из Китая, захватившими и более ста лет удерживавшими под своим владением обширные китайские территории. У них имелись собственные профессионалы — зеркальщики, а также специализированные мастерские по отливке зеркал. Вот несколько примеров художественного декора чжурчжэньских зеркал:
1. ЗЕРКАЛО — ТАЛИСМАН МОРЕХОДОВ
Золотая империя была великой морской державой, обладавшей крупным военно — морским и торговым флотом. На рисунке зеркала, имеющего форму древесного листа, запечатлено штормящее море. Над его волнами низко летит крылатый дракон — рыба, одна из волн даже перехлестнула через его хвост. А в облачном небе летят два аиста. Дракон — укротитель морской стихии, а аисты — вестники хорошей погоды (они не могут летать во время бури). Найдены и зеркала с надписями, заклинающими стихию усмириться, типа: «Светлого, чрезвычайно благоденствующего неба!» Их предназначение — служить талисманом для мореходов. В Северной Корее (Х — Х1У век государство Корё) найдены зеркала, отлитые по оригиналу чжурчжэньских (которые более высокого качества, чем корейские). Это доказано и китайскими археологами.
Изображение корабля, прочерченного острым предметом на керамическом сосуде, обнаружено на Шайгинском городище. Как поясняют письменные источники, чжурчжэни совершали морские грабежи на побережье Корейского полуострова, на острова Цусима и Ики, японские острова. Их жители долго не могли забыть «ножевых дикарей», как они прозвали чжурчженьских моряков за то, что они были вооружены какими-то ножами или мечами типа палашей. «Налёт» был совершён на «больших военных судах», приспособленных для плавания в открытом море, но по плаванию по рекам предпочтение отдавалось небольшим лодкам — джонкам. Чжурчжэньские мореходы с целью предотвращения от себя беды прибегали к помощи различных оберегов и талисманов, в том числе и зеркал, заклиная море быть спокойным.
2. ЗЕРКАЛО С ЛЕТАЮЩИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.
На Шайгинском городище было обнаружено бронзовое зеркало с изображением перевязанных лентами одиннадцатью музыкальных инструментов. В центре находится трещотка, по ходу часовой стрелки (солнца) — бубен, свирель, барабан, лира, флейта и др. Возникает впечатление, что они взмывают ввысь, к небу (ободок зеркала — его символ). Ближе к нему находятся наиболее нежно звучащие инструменты. Судя по некоторым деталям это зеркало было отлито чжурчжэньскими ремесленниками по оттиску забайкальского оригинала. Изображение инструментов означает летающих в раю будды Амитабы, которые при этом «не касаемо, сами звучат». Родиюной таких зеркал было тангутское государство Си Ся. К чжурчжэням они могли попасть в качестве трофея или в результате торговых связей.
Среди них буддизм имел немало приверженцев, чем и объясняется их интерес к зеркалам с рисунками, символизирующими рай будды Амитабы. Но попасть туда могли лишь те, кто твёрдо в него верил, вещественным доказательством чего служило наличие у верующего такого зеркала.
3. СВАСТИКА — ЗНАК СЧАСТЬЯ
При раскопках жилища № 229 Шайгинского городища было найдено необычное зеркало. На его тыльной стороне вдоль ободка изображено шесть свастик. Свастика — это символ солнца, известный ещё 5000 лет назад в эпоху бронзового века. Особенной популярностью она пользовалась у древних арьев Индии, прямыми потомками которых считают себя немецкие нацисты, выбрав и их солярный знак. Зеркала с изображением свастики были известны в Китае ещё в У11 — Х веках во времена династии Тан. А в настоящее время свастика — один из знаков Будды — знак счастья и добродетели, символ бесконечного множества и вечности. В переводе на русский язык слово «свастика» означает «пожелание всех благ, всего самого хорошего». Шесть свастик на зеркале символизируют исходящие и всюду проникающие лучи солнца, которое вращается по небосводу вокруг Оси Мира, в роли которой выступает держатель зеркала в виде полусферного выступа. Двенадцать перлов на зеркале — это двенадцать месяцев года, а изображение небольшой кумирни или беседки — это небесное ведомство или канцелярия, ведавшая надзором за чередованием времён года, что должно обеспечить человеку достаток и долголетие.
На ободках зеркал часто встречаются выбитые зубильцем надписи, назначение которых стало понятно сравнительно недавно. Чжурчжэням для завоевательных походов, содержания армии и чиновников требовались огромные расходы. Основным видом денег были бронзовые монеты. Уже в середине Х1 века остро встал дефицит меди и правительством вводится «запрет на медь», который имел статус закона. За излишки владения изделий из неё карались по закону. Населению было выгодно переплавлять монеты в зеркала и другие предметы и сбывать подороже. Чтобы препятствовать частным отливкам, правительство издаёт постановление о регистрации всех государственных бронзовых изделий. Только если на зеркале была наненсена регистрационная надпись, его можно было купить или продать. На чжурчжэньском языке проставлялась фамилия и возможно, должность чиновника, а надпись делалась на китайском языке, т.к. после завоевания Китая большинство населения владели чжурчжэньской письменностью.
Итак, зеркала способны очень много рассказать о том, какие мысли и идеи волновали когда-то людей , какие у них были представления об окружающем их мире, каков был уровень их развития и с кем они поддерживали торговые и культурные связи. Благодаря сюжетным рисункам, мы знакомимся с их творчеством и восприятием далеких и безвозвратно ушедших эпох.