Формы таких карт разработаны в Центре образования и здоровья РАО для участников эксперимента по модернизации образования. Они заполняются родителями и учителями.
Карта заполняется родителями. Она позволяет выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка и определить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям. Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели.
Критерии оценки:
0 — симптомы отсутствуют;
1 — слабо выражены, отмечаются изредка;
2 — умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 — ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Балл | |
1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.) | ….. |
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей | ….. |
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный | ….. |
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту | ….. |
5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть | ….. |
6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей | ….. |
7. Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.) | ….. |
8. В домашних условиях характерны постоянная возбужденность, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники) | ….. |
9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя | ….. |
10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля за своей деятельностью | ….. |
Суммарный балл | ….. |
Интерпретация результатов
- Если суммарный балл находится в пределах 0-15- состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.
- Если суммарный балл — 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.
- Если суммарный балл составляет больше 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.